III Международный фестиваль «Созвездие мастеров».
II Международный фестиваль мастеров балалайки и домры.
Выставка изделий мастеров музыкальных инструментов.

Москва, 21-25 февраля 2006 г.

Члены жюри в номинации домра Члены жюри конкурса в номинации балалайка и исполнители Не так давно мы подводили итоги II Международного фестиваля «Созвездие мастеров». И вновь Российский фонд культуры и Академия музыки им. Гнесиных гостеприимно открыли свои двери мастерам, создающим балалайки и домры, производителям сопутствующих материалов, ансамблям и солистам, преподавателям, студентам, концертным исполнителям, любителям народной музыки, чье заинтересованное отношение к происходившему, было неотъемлемой частью фестиваля «Созвездие мастеров». В рамках фестиваля состоялся II Международный конкурс мастеров балалайки и домры в номинациях: балалайка прима и балалайка юниор, домра малая. Были представлены 28 балалаек прим, 6 балалаек юниор, 23 домры малые. В конкурсе участвовали мастера из Москвы, Московской области, С.-Петербурга, Новосибирска, Курска, Екатеринбурга, Украины. В состав жюри входили ведущие специалисты в области национальной музыки: среди них ректор Ростовской консерватории, заслуженный артист России А. С. Данилов, ректор Уральской консерватории заслуженный артист России Ш. С. Амиров, профессора РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. Шнитке В. Б. Болдырев, В. Е. Зажигин, В. П.Круглов, Н. И. Липс, М. А. Горобцов, Р. В. Белов, С. Ф. Лукин, Чунин В.С.

В перерыве между прослушиваниями Конкурс проходил в три тура. I и III туры публичное прослушивание инструментов за ширмой, II тур – оценка художественно-технической работы мастера и удобства игры на инструменте. На конкурсе царила атмосфера строгой анонимности. Жеребьевка проходила перед началом каждого тура за ширмой в присутствии двух представителей от оргкомитета и двух мастеров – участников конкурса. Девиз и фамилия мастера стали известны только после окончательного подсчета баллов. Такое положение пришлось по душе мастерам, которых волновала беспристрастная оценка их инструментов, и такой порядок ведения конкурса был установлен после многочисленных дебатов и детального обсуждения за круглым столом. Интересно то, что итог подводился путем подсчета баллов без обсуждения и корректировки проставленных оценок членами жюри, что является обычной практикой на конкурсах. По мнению многих участников и гостей конкурса, такая система позволяет наиболее точно определить победителей. Важно еще то, что, разработанная шкала оценки инструментов была направлена на самое главное – то, как эти инструменты звучат, т.е. на их акустические качества. Для сравнения: на II туре за художественно-техническое мастерство (качество работы, дизайн, лак, удобство игры) можно было получить максимально только 30 баллов, тогда как на I и III при оценке акустических качеств (тембр, педаль, ровность и яркость звучания во всех регистрах) член жюри мог поставить инструменту до 70 баллов. При суммировании получается 140, а это почти в 5 раз весомее!

Итоги конкурса можно увидеть в приведенной ниже таблице.

Результаты II Международного конкурса мастеров балалайки и домры
№ жеребьевки Девиз Ф. И. О. Город I тур II тур III тур Сумма Место
I тур II тур III тур   мастера   средний балл средний балл средний балл трех туров  
Балалайка прима
24 15 9 АКСИНЬЯ ЕПИХИН А.М. Москва 56,3 28,7 55,9 140,9 II
18 17 8 БИРЮЗА КУЛАКОВ В. И. Москва 56,7 28 55,9 140,6 III
25 26 12 ОРАКУЛ КОНВЕГО В.В. Москва 55,7 24 59,8 139,5 диплом
5 5 2 РАПСОДИЯ ДЕНИСОВ Е. П. Новосибирск 54,3 24,2 58,9 137,4 диплом
12 14 13 ГОЛУБКА ПАВЛОВ В. С. Звенигород 55,1 25,8 56,3 137,2 диплом
1 24 3 ПАССАКАЛИЯ ДЕНИСОВ Е. П. Новосибирск 56,1 25,3 55,6 137 диплом
26 9 11 ТРАДИЦИЯ ОСИПОВ Б. В. Москва 56 24,5 56,1 136,6 диплом
23 1 4 АЛЛА КЛЮЧАРОВ В. В. Курск 54 27 54,1 135,1 диплом
7 16 1 МУЗА ИГНАТОВ Ю.П. Москва 53,9 25,3 55,6 134,8 диплом
21 3 7 ЭКСПРОМТ ДЕМИН Н. Н. Москва 54,2 24 56,1 134,3 диплом
28 4 6 КРАСНЫЙ ЛУЧ ЗВЕРЕВ И. Н. С.-Петербург 52,4 25,2 55,4 133 диплом
27 19 5 ПОБЕДА ХАРЕЧКИН М. О. С.-Петербург 54,3 26 52,6 132,9 диплом
16 21 14 БЫЛИНА ШУСТРОВ В. В. С.-Петербург 55,6 24 53 132,6 диплом
8 22 10 НАРОДНИК ФЕДОРОВ О. Н. С.-Петербург 52,3 25,2 54,3 131,8 диплом
9 12   ИННА ШЕВЧУРКИН В. И. Видное 52,6 24,5      
14 25   ИРИНА ВАЛИУЛИН А.И. Москва 51,9 24,3      
6 8   ЛЕНОЧКА БУРОВ С. Ф. Шихово 54,3 21,5      
10 23   ДЕНИС БУРОВ С. Ф. Шихово 53,6 22,2      
11 6   СОЛНЫШКО ХАРЕЧКИН М. О. С.-Петербург 50,3 25,3      
15 11   РАДА ДОРОПИЙКО С. В. Екатеринбург 55,1 20,3      
3 2   МЕЛОДИЯ ЗМИЕВСКИЙ В. В. Луганск, Украина 51,3 23,7      
22 13   НАТАЛИ АЖИКУЛОВ В. С. Москва 51,2 23,8      
13 28   СВЕТИК АЛЕКСАНДРОВ Д. Б. Москва 50,9 23,8      
4 20   ЧЕРНЫШ НЕЧИПОРУК В. В. Москва 51,1 23      
17 18   НАДЕЖДА ШАРОВ А. В. Шихово 50,7 22,8      
20 27   АРИАДНА БЕЛОВ А. Г. Шихово 48,3 23,7      
2 2   ЛАНИТЫ НЕЧИПОРУК В. В. Москва 46,9 23,5      
19 10   НИКОЛАЙ ПОДСКРЕБКИН Н. В. Москва 47,2 21,2      
Балалайка юниор
4 5 2 МИНИАТЮРА ДЕНИСОВ Е. П. Новосибирск 59,6 27,3 59 145,9 II
1 1 1 НАТАША КЛЮЧАРОВ В. В. Курск 60,6 27,5 55 143,1 III
3 4 3 ЧАРОДЕЙКА АЛЕКСЕЕВ В. Н. Москва 57 25,1 53,5 135,6 диплом
2 6   ПИОНЕР ФЕДОРОВ О.Н. С.-Петербург 55,1 26,1      
5 3   АННА ЕПИХИН Д. А. Москва 52,7 28,3      
6 2   КВАРТА ОСИПОВ Б. В. Москва 53,6 26,7      
Домра малая
16 2 4 ФРАНКА ШУСТОВ В. М. Москва 60,8 27,2 60,1 148,1 I
4 6 9 ТАНГО МАКЕЕВ А.И. Москва 58,3 24,3 58,7 141,3 II
19 3 1 ЛИДИЯ ЕПИХИН А.М. Москва 57,3 26,7 56,9 140,9 III
10 14 3 СКЕРЦО ДЕНИСОВ Е. П. Новосибирск 59 23,8 57,4 140,2 диплом
23 12 11 АРТЕМ МУХИН Н. Н. Нахабино 56 24,3 59,1 139,4 диплом
22 13 7 НЕЖНОСТЬ КОСТИН В. В. Москва 56,7 25,2 57,3 139,2 диплом
12 22 5 НАДЕЖДА ШМАКОВ А. Н. Москва 56,7 24,8 57,7 139,2 диплом
18 23 10 ДЮЙМОВОЧКА АЛЕКСЕЕВ В. Н. Москва 56 24,7 57,9 138,6 диплом
8 15 8 АЛЕКСАНДРА ЕПИХИН Д. А. Москва 55,8 26,2 56,5 138,5 диплом
6 10 2 ЭДЕЛЬ ШУСТОВ В. М. Москва 54,3 27 56,3 137,6 диплом
21 11 6 ВАЛЮША МУХИН Н. Н. Нахабино 56,8 24,7 55,3 136,8 диплом
7 17   ТАТЬЯНА ШЕВЧУРКИН В. И. Видное 53,5 24,8      
11 7   АННА ЗЕЛЕНЦОВ В. М. Москва 56,7 20,8      
13 8   НИНА ЕПИХИН А..М. Москва 51,8 25      
17 18   ЮЛЬКА ОДИНЦОВ Е. Н. Шихово 52,2 24      
5 21   ЕКАТЕРИНА ОДИНЦОВ Е. Н. Шихово 54,5 20,7      
15 5   ТАМАРА ОДИНЦОВ Е. Н. Шихово 51 23,7      
14 4   ГУАМКА ЗВЕРЕВ И. Н. С.-Петербург 53,5 21      
1 19   СОНАТА ДЕНИСОВ Е. П. Новосибирск 50,5 22,7      
3 1   ДИАНА КАПИТОНОВ А.И. Звенигород 52 20,7      
2 16   ГЕЙША КОНВЕГО В. В. Москва 46,2 21,3      
9 9   ЯРИЛО ФЕДОРОВ О. Н. С.-Петербург 45,8 19,5      
20 20   РАИСА КОНДАКОВ В. Б. Москва 41,7 16,8      

Мастера на сцене РАМ им. Гнесиных Мастерам есть о чем поговорить даже во время награждения Что можно отметить после подведения итогов конкурса. Интерес к конкурсу не ослабевает, об этом говорит и количество участников и появление новых имен мастеров, среди которых есть молодежь, что радует. Балалайки и домры, представленные на конкурс, отличаются более высоким качеством отделки, акустическими характеристиками и учитывают современные требования, предъявляемые исполнителями к инструментам. Можно сказать, что соединение усилий музыкантов и исполнителей в создании национальных инструментов приносит свои плоды, а это основная задача конкурса.

Евгений Денисов Конкурс объединяет мастеров, помогает им обменяться накопленным опытом, получить оценку своего инструмента у высококлассного специалиста, причем оценку доброжелательную, нацеленную на перспективу развития. Ну, а то, что мастер может продать свой инструмент на таком высоком форуме, это ведь не только материальная, но и эмоциональная подпитка, стимулирующая желание мастера продолжать творчески работать в этой области.

Валерий Зажигин и Андрей Сандалов Для того, чтобы реально помогать мастерам в решении их насущных проблем, без замахивания на глобальные цели вселенского масштаба, без излишней суеты и шумихи Валерий Гребенников создал «Союз мастеров».

Это объединение поможет мастерам преодолеть разобщенность и практически решить задачи, связанные с изготовлением инструментов (информация и возможность приобретения различных пород дерева, фурнитуры, лаков, ладовой проволоки и т. д.). Все это вселяет уверенность и оптимизм, что искусство создания национальных инструментов будет продолжать развиваться и инструменты, прошедшие через конкурсные прослушивания, порадуют исполнителей качеством отделки, удобством игры и красотой тембра.

Выступление Валерия Гребенникова на собрании мастеров В зале во время проведения конкурса Проходившая в рамках фестиваля выставка мастеров и производителей музыкальных инструментов и сопутствующих материалов стала неотъемлемой частью этого форума. Фойе концертного зала РАМ им. Гнесиных, где была развернута экспозиция инструментов и материалов, напоминало ярмарку и не могло вместить всех желающих. Здесь перемешалось все: возможность показать товар, обсудить качество, заказать необходимые материалы и изделия непосредственно у производителей и обговорить с ними то, что хотелось бы изменить в конфигурации, например, чехла, или в обмотке струны, или из какого материала предпочтительнее делать панцирь на балалайке и многое, многое другое. Заинтересованность производителей и музыкантов была обоюдной, только в таком тесном контакте можно понять, что и как нужно делать в этом направлении, чтобы качество изделий удовлетворяло потребителей.

Николай Кедров В.Д. Горонок Впервые на выставке свои изделия представляет на суд публике С.-Петербургская фирма «Горонок. Струнные инструменты». Это одно из направлений в работе скрипичного мастера и успешного предпринимателя М. Д. Горонка, организовавшего фабричное производство балалаек и домр в Китае. Вначале среди мастеров был слышен ропот «Ну, вот, теперь китайцы нас задавят». Но, со временем пришло понимание, что фабричные инструменты не могут конкурировать с мастеровой работой. С китайской продукцией еще много проблем, но, зная деловые качества основателя фирмы, можно быть уверенным, что в недалеком будущем любителя музыки и ученики музыкальных школ смогут купить сравнительно недорогие инструменты для начального обучения.

Дмитрий Бабиченко - струны для музыкальных инструментов Широко была представлена продукция АМС - производителя чехлов и футляров, более 10 лет, занимающей лидирующее положение в этой области. Популярность фирмы высока и некоторые недобросовестные предприниматели стали копировать их образцы и продавать под своей маркой. Но, думаю, руководителей фирмы – музыкантов, людей профессиональных и упорных это только подтолкнет к созданию изделий, которые выдержат любую конкуренцию. Генеральный спонсор фестиваля «Господин музыкант», тоже, кстати, возглавляемая бывшим музыкантом, хотя, можно ли музыканта назвать бывшим, ведь подход к музыке на всю жизнь остается профессиональным. Дмитрий Бабиченко находится в постоянном поиске, с завидной легкостью ставит перед собой сложнные задачи и упорно и целеустремленно добивается отличных результатов. Без сомнения, струны «Господин музыкант» сегодня самые лучшие, а сотрудничество с ведущими музыкантами это залог для сохранения лидирующего положения на рынке струн для народных инструментов.

Руководитель фирмы Синтомс - производство ладовой проволоки НАОНИР им. Н.П. Осипова Но, думаю, руководителей фирмы – музыкантов, людей профессиональных и упорных это только подтолкнет к созданию изделий, которые выдержат любую конкуренцию. Генеральный спонсор фестиваля «Господин музыкант», тоже, кстати, возглавляемая бывшим музыкантом, хотя, можно ли музыканта назвать бывшим, ведь подход к музыке на всю жизнь остается профессиональным. Дмитрий Бабиченко находится в постоянном поиске, с завидной легкостью ставит перед собой сложные задачи и упорно и целеустремленно добивается отличных результатов. Без сомнения, струны «Господин музыкант» сегодня самые лучшие, а сотрудничество с ведущими музыкантами это залог для сохранения лидирующего положения на рынке струн для народных инструментов. Белорусская фирма «Синтомс» снова представила свои образцы ладовой проволоки, все типоразмеры от мандолины до контрабаса. Многие мастера используют этот материал, отличающийся безупречным качеством.

НАОНИР им. Н.П. Осипова Павел Иванович Нечепоренко – родоначальник академического исполнительства на балалайке Выставка работала три дня, не мешая разворачиваться главному событию – концертным выступлениям приглашенных коллективов и солистов. Что было неожиданностью для организаторов фестиваля – это переполненные залы, когда приходилось устраиваться на ступеньках, но это только добавляло ощущение праздничного настроя и у тех, кто находился на сцене и в зале.

А праздник начался с высокой ноты – выступления НАОНИР им. Осипова под руководством блестящего дирижера Владимира Понькина. Оркестр буквально дышали в такт с маэстро, подчиняясь его воле и эмоциональному настрою. В интерпретации многоопытного мастера хорошо знакомые пьесы звучат свежо и чисто, может быть не всегда привычно, но очень убедительно. Слушатели, а это в большинстве люди имеющие отношение к национальной музыке, восторженно и благодарно принимали выступление прославленного оркестра, понимая, что с приходом большого музыканта общее дело только выиграет.

Унисон балалаечников РАМ им. Гнесиных Второй день фестиваля открывал концерт, посвященный 90-летию со дня рождения нашего выдающегося современника - педагога и исполнителя Павла Ивановича Нечепоренко – родоначальника академического исполнительства на балалайке.

Унисон домристов РАМ им. Гнесиных Выступление Унисона балалаечников РАМ им. Гнесиных под руководством Валерия Зажигина, созданного более 40 лет тому назад П.И. Нечепоренко, превзошло все ожидания. В кулуарах утвердилось мнение, что так ярко и интересно унисон балалаечников выступал последний раз в 1979 году.

Александр Марчаковский и студент-балалаечник Антон Жуков Выступление еще одного унисона – Унисона домристов РАМ им. Гнесиных (руководитель Н. И. Липс) было посвящено памяти мастера Виктора Ивановича Хромова, всю жизнь отдавшего созданию трехструнных домр. На I Международном конкурсе «Созвездие мастеров» его домра стала лауреатом I премии. Получив награду, мастер, смеясь, сказал: «Ну, теперь можно спокойно умереть». Его домры называют шедеврами искусства и считаются непревзойденными по отделке и красоте тембра. В этом же концерте принимали участие студенческие ансамбли: «Отражение», «Позитив», «Русская радуга», «Калина красная» очень разные по составу, манере исполнительства, техническим возможностям и репертуару. Хотелось бы выделить ансамбль «Калина красная» - руководитель студент-балалаечник Антон Жуков, сумевший объединить молодых музыкантов и передать им свою любовь к выдающемуся русскому писателю, актеру и режиссеру Василию Шукшину. Выступление ансамбля пронизано молодой задорной энергией и каким-то особенным светом.

Французский балалаечный оркестр ORCHESTRE DE SAINT-GEORGES Большой интерес вызвало выступление французского балалаечного оркестра «Orchestre de Saint-Georges», в составе которого потомки русских эмигрантов во Франции. Конечно, это естественный интерес к нашим соотечественникам, живущим за рубежом и бережно хранящим родной язык и культуру, но это и интерес профессиональный: как музыканты-любители, оторванные от родной почвы, интерпретируют русскую народную музыку. Надо сказать, что звучание оркестра отличалось мягким, не очень сильным, но красивым звуком, стройностью звучания, хорошим балансом, аранжировки руководителя Пети Жаке-Прыткова учитывают технические возможности участников и раскрывают мелодическое богатство русских песен. И самое ценное то, что балалайка те теряет здесь своего красивого балалаечного тембра.

А.С. Данилов Впервые в программе фестиваля, представлен концерт с названием «Русская исполнительская школа». Открыли этот цикл ученики Александра Степановича Данилова – основателя Ростовской исполнительской школы. Данилов А.С. является, пожалуй, единственным профессором, успешно обучающим на протяжении трех с половиной десятилетий всех специалистов-струнников: балалаечников, домристов, гитаристов. Неутомимая энергия и незаурядность личности проявляется буквально во всем. При всей его занятости ректора, он остается профессионалом-народником, глубоко заинтересованном в современном развитии и укреплении позиций исполнительства на народных инструментах. При его непосредственном участии пополняется концертный и учебный репертуар оригинальными сочинениями, переложениями и обработками, методическими сборниками и работами по истории исполнительства.

Бандурист Роман Гринькив И концерт учеников, только подтверждает масштабность учителя: профессиональное владение инструментом, выстроенность программы, продуманность трактовок, безукоризненная стилистика, четкость штрихов и динамики, отличный ансамбль – все это не могло не доставить истинное удовольствие ценителям музыки.

В заключительном концерте принимали участие ансамбли «Руснари» и «Вдохновение» из Сибири, исполнители на гуслях, бандурист из Украины, талантливый молодой, но уже хорошо известный белорусский цимбалист Михаил Леончик, обучающийся в Германии, ансамбль гусляров «Купина». Праздничное настроение, ощущение сопричастности к большому и важному делу не покидало фестиваль до самого последнего аккорда, и было ответом на вопрос: «А нужен ли еще один фестиваль, конкурс, выставка? Стоит ли вдохновителю и организатору фестиваля В.Гребенникову так много сил и энергии тратить на проведение этого форума, преодолевая многочисленные препятствия: организационные, финансовые, зачастую связанные с инертностью и равнодушием?». Выходит, что стоит. Наверное, только вот такие одержимые люди, мыслящие широко и не Заслуженный работник культуры России - Наталия Рыбалкина удовлетворенные существующим положением дел, могут, если и не изменить кардинально, то, во всяком случае, остро поставить задачу и привлечь внимание к проблемам сохранения и развития традиций национальной мастеровой школы. Будем надеяться, что за этим фестивалем последует, намеченный на февраль 2007 года IV фестиваль «Созвездие мастеров», и появится высококлассные инструменты, и афиша фестиваля будет пестреть именами известных и только начинающих исполнителей, и зал будет наполнен слушателями, переживающими за национальное искусство. Как лаконично говорит художественный руководитель фестиваля Сергей Михайлович Колобков: «Нужно работать. И будет результат».

Наталия Рыбалкина
заслуженный работник культуры России